// главная / Избранное

Под роспись

Пришедшее с востока древнее искусство украшения тела рисунками, выполненными с помощью раствора хны, намного сложнее и глубже, чем может показаться с первого взгляда.

А сейчас мы нарисуем тебе огурчик», — говорю я своей подруге, закусив губу от напряжения. Я уже полчаса упражняюсь на ней в своем новом увлечении — мехенди, то есть росписи хной. Из тюбика с готовой хной со свистом вылетает темно-коричневая клякса — мне еще учиться и учиться. А с правой руки на меня с укором смотрит идеальный рыжий рисунок — его сделала Мадина Сайпулаева, специалист по росписи хной центра «Европа-СПА». В отличие от нее, я никогда не ходила в художественную школу, не обучалась у мастеров в Дубае и не расписала ни одну сотню клиентов. Поэтому неудивительно, что Мадине потребовалось всего 20 минут, чтобы полностью покрыть мою кисть традиционным индийским орнаментом, в центре которого распустился великолепный цветок.

Вопреки распространенному мнению, мехенди родом не из Индии, а из Персии. Как известно, строгие правила ислама предписывают женщине скрывать свое тело и лицо от посторонних глаз, и единственная видимая, а значит доступная для украшения, часть тела — это кисти рук. Их и стали покрывать растительными узорами из хны. Традиции также запрещали изображать животных или лики людей. По одной из легенд, роспись мехенди служила мужу сигналом о том, что жена «чиста» и не откажет мужу в любовных ласках.

Рисунок хной как раз держится три недели, что примерно соответствует женскому циклу. Но это касается только смуглой кожи — на светлой узор сойдет за одну-две недели, в зависимости от способности регенерации кожи и частоты контакта с водой. Распространившись вместе с кочевниками по Северной Африке и Аравийскому полуострову, мехенди пришло в Индию, где стало обязательным атрибутом любой невесты. Индусы не только расширили географию тела для нанесения мехенди — узоры появились на лице, ступнях ног, руках, но и не стали ограничиваться лишь растительной тематикой. Хотя именно флористические мотивы, такие как пейсли, ветки с листочками и цветы, были и остаются самыми популярными во всем мире. Между тем, мехенди — это не просто рисунок хной. Как в индийском танце, где каждое движение имеет свое значение, каждый элемент узора наделен смыслом. Часто в мехенди вписывают символы, придающие силу, знания, оберегающие своего хозяина от несчастий и злых духов. Традиционно тело индийской невесты покрывают затейливым рисунком из хны, а оставшийся порошок закапывают в землю, чтобы защитить брак.

С помощью тонких деревянных палочек опытные родственницы порой по нескольку часов и даже дней расписывали новобрачную, попутно посвящая ее в тайны брачной жизни. От устойчивости мехенди зависела и продолжительность праздника для самой новобрачной — пока рисунок не сойдет, молодая жена освобождалась от любых домашних обязанностей. Западные девушки, адаптировав восточные традиции под себя, управляются с хной, как им заблагорассудится — влюбленные выводят имя своего избранника, беременные украшают живот, а самые смелые украшают неожиданными рисунками интимные места. Для кого-то роспись хной стала чем-то вроде репетиции татуировки — боли боятся, но примерить изображение на теле все же хочется. Мой мастер и проводник в мир мехенди, Мадина, рассказывает, как однажды с помощью традиционной техники мехенди, но с использованием акриловых белых красок и страз вместо хны, расписала руки одной краснодарской невесты. Узор имитировал свадебные кружевные свадебные перчатки и смотрелся очень эффектно. И если специальные краски, которые использует Мадина, для кожи безвредны, то хна даже полезна. В состав правильного раствора для росписи входят только порошок из листьев хинного дерева, мода и масло, и ничего больше.

Процесс нанесения рисунка завораживает — у тебя на глазах линии плавно перетекают, постепенно образуя новые элементы, переходящие один в другой. Я погружаюсь в состояние близкое к медитативному, в то время как древесных запах хны начинает перемешиваться с ароматом сандала — Мадина уже обрабатывает готовый рисунок маслом. Пока высыхает хна, а это занимает около 30 минут, мастер угощает меня чаем, но не только чтобы занять время. Чем теплее тело, тем лучше схватывает рисунок — так считают в Индии, где традиция мехенди хоть и не зародилась, но очень прижилась. Свеженанесенный рисунок очень яркого, почти черного цвета. Постепенно этот темный узор образует корку, которая засыхает и отпадает, превращаясь в пыль. И вот результат: рыжий орнамент, который, к сожалению, исчезнет раньше, чем мои впечатления от него. Говорят, что, впервые сделав татуировку, сложно уже потом остановиться. Кажется, с мехенди то же самое, с той разницей, что это не больно и безопасно, а рисунок можно менять в зависимости от настроения.