// главная / Избранное

Гений haute couture

Мир моды состоит из имен. Не только наших собственных, по той простой причине, что мы ее потребители, но так же имен тех людей, которые делают нас счастливыми обладателями частички прекрасного творения дизайнера.

Мода — это, пожалуй, самое первое, в чем мы как потребители стали разбираться и уметь находить лучшее для себя. Дизайнеры мира моды вдохновляются всем тем, что их окружает, черпая в природных стихиях, улыбке девушки или грациозности лани нюансы и особые изыски. Дизайнер видит то, на что обыватель не обращает внимания, и в этом уникальность его личности. Чувство прекрасного есть в каждом из нас и потому гений дизайнера дарит нам ощущение счастья и гармонии. Мы нуждаемся в них, в их творениях и для некоторых из нас — это воздух. Их имена мы знаем, узнаем их на фотографиях и можем с легкостью отличить творение одного дизайнера от другого. Мир моды наполнен именно личностями, которые входят в нашу жизнь, а точнее в гардероб, всерьез и надолго. Из утилитарного в предмет роскоши одежда переместилась благодаря мастерству ремесленника и вдохновенному творчеству дизайнера, но нам этот конечный продукт известен под красивым словосочетанием haute couture.

Синдикат Высокой моды, созданный в Париже, сделал созданное вручную платье предметом достояния республики и предметом гордости стильных мира сего. Именно с haute couture начинается мода, где результат творчества является квинтэссенцией современности. Christian Dior, Chanel, Givenchy, Lanvin, Louis Feraud — все эти дома моды взрастили плеяду выдающихся художников мира haute couture. Их имена на устах: Джанфранко Ферре, Ив Сен Лоран, Франсуа Лесаж, Александр Маккуин.

Но стремительный темп жизни вносит свои коррективы. Богатая плеяда знаменитых дизайнеров ХХ века покинула дома Высокой Моды, оставив великое наследие ремесла и искусство одежды. Каждый модный дом с трепетом хранит имя своего основателя и старается чтить его наследие — харизму творца, выдающиеся находки кроя, революционные прорывы в дизайне одежды. На смену ушедшему мэтру приходят его ученики. Каждый из них талантлив. И мы с интересом следим за тем, как новое имя в доме Высокой Моды претворяет в жизнь свой дизайнерский гений.

Благодаря сильному духу и высокой художественной планке основателя бренда держатели модного дома проявляют доверие к новым именам. Именно это доверие дало в свое время carte blanche таким дизайнерам, как Джон Гальяно, Жан Поль Готье, Альбер Эльбаз, Том Форд, Стефано Пилати. И хотя, в одном из своих интервью креативный директор дома Chanel Карл Лагерфельд сказал: «До моего появления это была «спящая красавица», я пробудил ее», тем не менее, благодаря истории знаменитого дома гений этого творца приобрел мировую значимость. Примерить на себя одежду Высокой Моды могут не все. Большее количество людей может видеть ее благодаря телевизионным трансляциям или получив персональное приглашение на показ. Но в этом и есть магия моды — недоступность, высота заставляет нас тянуться, подниматься и расти.

Противостоять чарам этой магии невозможно! Стоит только вспомнить яркие шоу от Givenchi, где моделей прямо на подиуме поливали краской, и где шоу начиналось голографической Кейт Мосс, а так же знаменитые перформансы от Christian Dior (читай Джон Галлиано). Гений творца позволяет нам видеть прекрасное и получать истинное наслаждение от изящной линии платья, головокружительного цвета тафты, филигранной работы кружевниц и тонкой игры в эклектику. Великие мастера в одном наряде представляют публике лучшее из человеческих проявлений: тонкости ручного ремесла и творческого начала, изыска. Кстати сказать, что именно по причине отсутствия «молодой крови» среди мастериц и ремесленников высокого уровня было приостановлено производство линии haute couture в модном доме Torrente.

«Мое платье из воланов тонкого кружева нужно подготовить к показу, но его просто нет кому утюжить, мастерицы, владеющей этой техникой просто нет», — поделилась с журналистами ВВС владелица дома Роз Метт Торент. Но не смотря на эти трудности и неоднократные высказывания критиков о закате Высокой Моды, мы видим творчество знаменитых дизайнеров в тех же самых именитых домах. И, конечно, нам не безразлично все то, что происходит в этом прекрасном мире. С волнением мы ожидали появления новой коллекции от Christian Dior после ухода с поста креативного директора Джона Галлиано. С жадностью глотаем информацию о перемещениях в мире моды Тома Форда. Строили свои прогнозы о том, кто займет место в Givenhi после трагического ухода Александра Маккуина, и в очередной раз аплодируем гению Карла Лагерфельда после шоу от Chanel.
Высокая Мода, как мораль: пока она есть, существуют приличия и каноны, и как следствие — интерпретация и споры вокруг этой самой морали. Стараясь соответствовать планке, выставленной Синдикатом Высокой Моды, другие модные дома и марки одежды притворяют свое дизайнерское мастерство в рамках линии prêt-à-porter. По мнению экспертов постоянных клиентов Домов высокой моды немного, человек 200–300 во всем мире. Идеальным клиентом haute couture считается тот, кто за год размещает три полноценных заказа.

Весьма распространена картина, когда кутюрье лично на частном самолете клиента летит из Парижа в Нью-Йорк, Москву или Дубаи для обсуждения нового наряда. Защитой от копирования дизайнерской мысли, а так же авторского права и промышленных технологий в сфере одежды произведенной во Франции Синдикат Высокой Моды занимается уже более полувека, но, тем не менее, не чурается допускать на свою территорию тех производителей одежды, которые стремятся к высокому уровню. Так в качестве приглашенных членов-корреспондентов на неделе высокой моды с демонстрационными показами присутствовали российский дизайнер Валентин Юдашкин, итальянские дома моды Valentino, Versace, иранский модный дом Elie Saab. Уникальность Парижского Синдиката высокой моды подтверждается еще и тем фактом, что заявки на участие в этой организации подают иностранные модные дома. На сегодняшний день называться кутюрье может совсем небольшое количество дизайнеров — на весенне-летний сезон их было всего 12: Adeline Andre, Anne Valerie Hash, Atelier Gustavo Lins, Chanel, Christian Dior, Christophe Josse, Franck Sorbier, Givenchy, Jean Paul Gaultier, Maurizio Galante, Stephane Rolland, Giambattista Valli . За каждым из этих домов моды стоит реальный человек, дизайнер с мировым именем. Но если смотреть на ситуацию в целом, новые имена старательно и динамично заявляют о себе. Корифеев модной индустрии, творчеством и знанием которых была построена эта красивая империя, становится все меньше в ее стенах. В силу этих причин дизайнерские бюро моды ведут постоянный поиск новых гениев дизайна одежды. Они ищут в их молодых коллекциях потенциал, в желании сделать из лоскута ткани творение достойное современников мастерство и изыски кутюра. Мы, как потребители и поклонники высокого искусства шитья одежды, с интересом и претензией будем рассматривать новых гениев. Сейчас из плеяды имен, работающих в индустрии моды сложно выделить те, которые займут пьедестал почета всерьез и надолго — это новая история моды, она пишется в нашем с вами присутствии. Но при всех этих обстоятельствах лично для меня есть большая надежда, что Высокая Мода будет жива, а ее гений будет дарить человечеству ту изысканную красоту, которой будут восхищаться как современники, так и люди будущего. Уверен, на это надеятся и те 300 важных и именитых персон, которые носят haute couture.