// главная / Избранное

Просветленная шпрота

Раз в четыре года в Люксембурге раздается громкий звук скрещиваемых поварешек — это лучшие повара мира бьются за World Culinary cup Villeroy&Boch (Кубок мира по гастрономии).

Текст Ольга Тараканова

Основной гастрономический тренд, как показал конкурс Villeroy&Boch — это минимализм. Причем минимализм суровый, как разгрузочная диета прима-балерины. Минимализирован размер порции — практически до невидимых размеров. Я, например, слышала, как судья критиковал бельгийскую команду за чересчур большой кусок мяса в их меню. Мясо уже и так выглядело, как будто его приготовил самый жадный повар на свете в расчете на клиентов-анорексиков, но у судьи были другие соображения. «Из одной вашей порции я бы сделал четыре» — говорил он. Минимализирован и декор. Если четыре года назад явно доминировало фантазийное стекло, то в этом году последний тренд — белоснежный фарфор нестандартных форм. Многосложные тарелки, которые можно встраивать друг в друга, миниатюрные кастрюльки, стеклянные колпаки размером с большой палец, и наконец, пробирки под десерт. «Господи, да медаль надо дать человеку, который придумал такую посуду!» — восхищался один из посетителей, разглядывая композицию из крошечных, словно из кукольного набора, тарелочек. Швейцарцы вообще залили свой соус в тюбик. Еще изготовили миниатюрные пивные стаканы и налили туда консоме из редиски. Выглядит оно как стопроцентное пиво, даже непреходящая пена имеется. Шведы же поместили холодную закуску в открытую банку консервированных шпрот. Помимо актуальности, любая конкурсная работа должна быть выполнена точно, изящно, и самое главное, без единой помарки. Плюс нужно предложить необычные сочетания. Соединить, например, ореховые крошки с конфитюром из копченого лосося. Выдать крем из печеной тыквы с сыром за обыкновенное яйцо. Добавить грушу, созданную из грушевого же пюре. Поместить в пробирку мусс из малины и травяного ликера. Вырастить пальму из шоколада размером с ноготь мизинца, и прислонить к ней многослойный кокосовый орех. И главное — продублировать все эти микроскопические шедевры в десятках экземплярах. И сделать это так, чтобы каждый новый орех или пальма были абсолютно идентичны друг другу. Малейшее отклонение — и судья уже что-то помечает в своем блокнотике, и это что-то явно не прибавит твоей команде очков… «Я все хожу по выставке и думаю: Боже, как все это красиво и как, должно быть вкусно! — громко сокрушался, разглядывая выставленные работы, один из посетителей выставки Экспогаст. — И почему кто-то все это непременно попробует, и почему этим кем-то буду не я!».

Впрочем, среди этого гастрономического пира попадались шедевры и не совсем съедобного вида: картины и даже статуи в натуральную величину, как, например, статуя зубастого из фильма «Чужой», выполненная из сахара, статуя зеленого лопоухого мастера Йоды из «Звездных войн» из глазури или Дракулы из карамели. В этой ювелирно-гастрономической работе больше всего преуспели повара из Сингапура. Они в итоге обогнали даже Швейцарию, которая считалась безусловным фаворитом. Как ни странно, но на Кубке мира не присутствовала Франция — вроде бы ведущая гастрономическая держава… «А Франция давно игнорирует все кулинарные конкурсы» — пожал плечами Хилмар Йонсон, вице-президент Всемирной ассоциации кулинаров. — К тому же я не совсем согласен, что Франция — лидер мировой гастрономии. Мне, например, часто приходилось разочаровываться во французских ресторанах. Я бы скорее назвал бельгийские рестораны одними из лучших в мире. Если мне случается посетить Бельгию по работе, я стараюсь приехать пораньше и уехать попозже — чтобы посетить как можно больше ресторанов. И ни разу, поверьте мне, я не испытывал даже чего-то похожего на разочарование.

Под шумок Кубка мира в Люксембург практически со всего мира съезжаются производители деликатесов. Японцы на своем стенде наливают саке и мисо суп, итальянцы радуют новыми видами прошутто и каких-то необыкновенных, изготовленных на основе вина, сыров. Австрийцы в тирольских шапочках активно стругают колбасы. Все это сопровождается треском открываемых устриц, сухими хлопками шампанских вин, заливистым гусиным гоготом, грохотом кастрюль и сковородок, перезвоном хрустальных бокалов, цоканьем языком и причмокиванием губами. В общем, невообразимая какофония, которая действует, как не вовремя выпитый бокал шампанского. Чуть позже удается разобрать, откуда именно происходят все эти звуки. Треск открываемых устриц, несомненно, доносится из бара в виде огромного корабля, окруженного вполне реальным озером. Скрип выкручиваемых пробок — из павильона, оккупированного многочисленными люксембургскими виноделами (5 евро за дегустацию всего-всего, но на все-все, увы, сил не хватает). И, наконец, гусиный гогот — это из обширного вольера с озерцом посередине. Здесь колли под шумные аплодисменты публики загоняют в заданном направлении солидную стаю лапчатых. Загоняют поближе к стенду, в котором предлагают купить на развес самый популярный новогодний деликатес — фуа-гра.