// главная / Избранное

Магия чистых форм

Заключить в драгоценный металл время или закодировать в геометрических линиях буддийский символ под силу Екатерине Сисфонтес, владелице ювелирного бренда SisKa. Будучи апологетом лаконизма и чистых форм, она приводит в состояние гармонии несочетаемые материалы, наделяя их пластикой и движением.

— В ваших украшениях я увидела загадку: как вам удается выразить столько женственности в таких минималистичных формах?
— Вопрос на самом деле прекрасный. Люди столь часто ассоциируют простоту линий с мужской четкостью, забывая, что элегантность и пропорциональность женственности теряется среди излишних деталей и бессмысленного декора. Многолетнее наблюдение и изучение как античного, так и современного ювелирного искусства заставило меня искать в первую очередь баланс, легкость и оригинальность в украшениях. Теперь я стремлюсь к чистоте форм уже почти инстинктивно, боясь испортить изделие неважной, необоснованной, повторной линией.
— Как вы могли бы сами охарактеризовать свой стиль?
— Лаконизм. Стремлюсь создать максимальное ощущение минимальными визуальными средствами. Я наблюдаю за собственным развитием как бы немного со стороны. Начиная с самых первых минималистичных коллекций, я все больше продвигаюсь в сторону концептуализма, сохраняя строгость оформления изделия и профессиональную тягу к оригинальным техническим решениям.

— Как вы поняли, что хотите заниматься именно этим? Где вы обучались ювелирному делу?
— Наверное, это судьба. С детства я занималась рисованием, ходила на кружки мультипликации, рисунка по тканям, архитектуры, чтобы в итоге выбрать математику и программирование при поступлении в институт. Прошу заметить, год был 1988. Давно. Но, отучившись год в институте, я переехала в Швецию, прямо в мясорубку эмиграции. Несколько лет ушло на адаптацию к окружающим условиям. В итоге я обнаружила себя перед телевизором на диване в квартире очередного молодого человека. Я умирала от скуки. Решила пойти на вечерние курсы для домохозяек и методом «тыка» выбрала курсы по ювелирке. Мне хватило трех дней, чтобы принять окончательное решение, и я осталась. Красота превращения металла завораживала.

4 года я проработала в той мастерской подмастерьем, и, по удивительному стечению обстоятельств, получила место ювелира в главном античном бутике Швеции. За 5 лет работы на Курта Рибхагена я научилась чинить невозможное, работала на королевских особ и напрямую общалась с работами самых главных дизайнеров стиля минимализма из всей Скандинавии. Если честно, именно это время я считаю своей главной школой, университетом формы и ювелирного мастерства.
— Для вас создание эксклюзивных украшений — это ремесло или творчество?
— С одной стороны – это чистое творчество. Это создание образа, продумывание и взращивание полноценного объекта, оригинального, сложного и простого одновременно. С другой стороны, это работа. Часы уходят на воплощение образа в форму. Недели на полноценную коллекцию. Все должно быть качественно и четко. Иначе магия исчезает.
— На мой взгляд, ваши коллекции наполнены символизмом. Так ли это? Не могли бы вы «расшифровать» некоторые из них на ваш выбор?

— Пожалуй, одна и самых легко трактуемых — коллекция «Мандала». Этот образец минимализма был вынужденным выбросом давно носимого внутри образа. Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли бодхисатв. В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма: внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств. Примерно так. В моем случае круги и квадраты являются частью разъемной модели, где каждая деталь становится либо подвеской, либо браслетом, либо сережкой, и все вместе они составляют все ту же великолепную пару, где бесконечность (круг) сочетается с обрамлением (квадратом) и несет в себе соединение несовместимого.
— Очень интересна коллекция TimeLess. Расскажите историю ее возникновения.
— В мае 2009 мне позвонила менеджер бутика Национального Музея Швеции Герд Стрид и сказала: «Катерина, у нас будет выставка по теме «Лица Времени» недели через две. Не могла бы ты сделать нам коллекцию». Положив трубку, я поняла, как мало времени у меня на самом деле осталось. К собственному удивлению, я вспомнила о кучке часовых механизмов, оставшейся у меня еще со времен моей работы в античном бизнесе. Через две недели первые 14 предметов были в бутике. Мне кажется, я не спала и не ела все это время. Назвала я новую коллекцию TimeLess — «БезВремени». С тех пор коллекция постоянно растет. Для себя я решила, что, так как время возможно описать множеством слов, то я создам 100 частей коллекции, каждая из которых будет названа собственным именем, например EndlessTime — «Бесконечное Время», OpenTime — «Открытое Время». В каждой из частей будет 100 вещей, различающихся хоть чем-то друг от друга. В итоге должно получится 10 000 объектов, разнящихся между собой технически, но объединенных одной темой: нечеткости понятия времени в общем. Если я буду делать по одному предмету в день, это займет у меня около 27 лет. Сейчас сделано 83 вещи. В общем, это своеобразный вызов ювелирам, уверенным, что ничего кардинально нового создать невозможно.
— Что вас вдохновляет?
— Наверное, все в мире. Мне порой кажется, что у меня за жизнь наработалась библиотека образов, и теперь стоит только начать думать на какую-то тему, как ответ приходит в уже собранном виде, и остается только воплотить образ в жизнь.

— Бывает ли такое, что вы недовольны получившимся результатом? Что в таких случаях вы делаете?
— Бывает, что я технически не справляюсь с исполнением предмета с первой попытки. Приходится плавить и делать все заново. Отношусь к этому как к опыту и особенно не расстраиваюсь. Хотя порой бывает жалко времени.
— Есть ли у вас любимое украшение?
— Думаю как у всех художников: последняя работа самая любимая.
— С какими материалами вы работаете? Какие наиболее вас привлекают?
— Люблю подбирать неожиданные сочетания материалов. Серебро и оргстекло. Золото и железо. Оргстекло и бриллианты. Титан и золото. А на деле нравится просто пробовать. У меня есть коллекции из шерсти, меха, золота и на подходе новая коллекция из титана.
— Насколько я знаю, ваши украшения уже можно найти в некоторых музеях мирового статуса. Могу сделать вывод, что вы стали одним из авторов современного искусства. Какие его направления вам наиболее близки и интересны?
— Безусловно, ближе всего мне концептуализм и его ответвления. Технологичные решения самовыражения художника. Сама я с лета прошлого года начала заниматься скульптурой и уже провела выставку под названием InTime («ВоВремя») совместно с московским скульптором-концептуалистом Сергеем Катраном при содействии Санкт-Петербугрской галереи современного искусства ALGallery. Наши объекты можно скорее всего отнести к ScienceArt, Научное Искусство. Я благодарна возможности работать не только с ювелирным делом, но и с фотографией, интерьерным дизайном, скульптурой и конечно графикой. Все это части меня как художника и, безусловно, влияют на развитие меня как личности.
— Что для вас самое главное в жизни?
— Наверное, сама жизнь. И возможность поиска себя через самовыражение.