// главная / Избранное

Авторский проект Андрея Лебедева «Искусство быть родителями»

Андрей Лебедев, ведущий

Марина Шамара. Мама двоих детей. Президент благотворительного детского фонда «АНАСТАСИЯ» и детского клуба «Шамарики». О взаимопонимании с детьми и разнице в европейском и русском воспитании.

До детей, мне кажется, я еще во всех смыслах была ребенком. Так получилось, что у меня не было периода в жизни, когда я страдала, что у меня нет парня, переживала, что долго не выходила замуж. Меня просто из одной семьи переставили в другую, и сделал это мой супруг. Именно он своими решениями и поступками дал мне эту уверенность. Иногда кажется, что в какие-то моменты муж меня воспитывал. Нам повезло, что из 16-летней дружбы выросла любовь: когда мы вместе росли, развивались. Наши дети могут видеть перед собой счастливую пару именно благодаря этому. Детям мы хотим привить главную мысль, которую и наши бабушки повторяют нам: замуж выходить и жениться нужно один раз. Эта мысль всегда шла красной линией в моей жизни.

Я очень взрывной человек. Главное, чему меня научили дети, — это терпение. Я не умела просить прощения не потому, что гордая, а просто как-то в детстве недоучили, недообнимали. Этому сейчас учусь с моими детьми. Я много об этом читаю, узнаю и вижу, что сейчас дети абсолютно другие. Мы терпели все: ремень, скакалку, колготки — все это было, и мы не знали, куда звонить. Сейчас дети все это знают. Они меня научили любви и тому, что она не может быть на словах, ее нужно выражать всеми возможными способами и формами общения. Я над этим работаю, хотя, конечно, не без сложностей. Все приходится применять на практике.

Мои дети всегда знают: если в течение недели мы с папой или они чем-то недовольны, то в выходные могут попросить семейный совет. Бывает, когда мы накладываем ограничения. Раньше нас гулять не пускали, и это было прямо важно. А сейчас дети никуда без телефона, социальных сетей, все их общение там. Мне мой сын Алексей говорит: «Мам, у вас раньше не было телефонов, поэтому ты не понимаешь, что такое отобрать телефон, — это как лишиться воздуха, не давать кушать». То есть для них телефон — это как хлеб! Мы всегда об этом разговариваем, и это для нас важно.

«Я никогда не чувствую зависти. Я просто от нее закрыта и правда не ощущаю этого. Если ты не несешь в себе зла, то и в других не будешь этого видеть»

Разговоры с детьми — это одно из самых важных, что есть в семье. Когда моя старшая дочь делится со мной, как с подругой, я ценю это доверие и вижу по ее подружкам, что не у всех есть такое отношение к маме. Я дорожу тем, как мой сын советуется со мной, как правильно сказать девочке, что она ему нравится. Я знаю, что он переживает, и мы вместе это обсуждаем. Это не наигранность, все должно быть очень натурально, и от этого я получаю удовольствие. Я учусь на своих ошибках и всегда работаю над собой.

Когда у нас появилась Настя (первый ребенок) мы были абсолютно зеленые в плане воспитания. Мы слушали бабушек и дедушек, нянечек, а потом в один момент я поняла, что как мама сердца своего не чувствую, и начала учиться быть мамой.

Я не знаю, как так получается, но младший, Алексей в плане каких-то вопросов уже ориентируется быстрее, чем мы все. Детей нового поколения невозможно контролировать, нужно просто говорить на все темы честно и открыто. На тему любви особенно. Мой муж, например, всегда дарит нам цветы, и эта модель поведения будет примером и для нашего сына. Мы не стесняемся обнимать друг друга перед детьми, а они понимают и видят, что мы не просто мама и папа, мы еще и муж и жена в первую очередь. Важно детям объяснять самые взрослые и самые неудобные вопросы.

Несмотря на то, что мы очень долгое время жили в Лондоне и видели все, что следует из толерантности, мы с мужем все равно многого не понимаем и реагируем соответствующе. Но совершенно точно, что все дети находятся в зависимости от окружения, поэтому нужно смотреть, в каком обществе они воспитываются, и выбирать среду. Хотя наша дочь более легко относится к таким проявлениям и оставляет это на выбор человека. Что касается жизни, я открыта к общению с разными людьми (во всех смыслах), но я не принимаю агрессивной пропаганды и навязывания своих взглядов. Мне вообще все равно, что происходит у них в спальнях, главное, чтобы это не влияло на поведение и общество вокруг.

Конечно, вопрос образования, самосовершенствования и социализации очень важен. Мы, например, были на лекции Тони Роббинса, и Настя вдохновилась, но при этом пока не нашла пути реализации полученных знаний. Все впереди, просто не сразу, и, конечно, важно, что эти моменты мы проживаем вместе. Я бы точно не хотела, чтобы моя дочь была лидером в своей семье, лидером должен быть мужчина. Эту модель мы показываем и в нашей семье. Я всегда говорю, что дети должны быть готовы ко всему в жизни, но помнили, что мы рядом.

«Фонд «АНАСТАСИЯ» — это моя миссия. Я хожу к подопечным, ищу меценатов и чувствую, что это нужно прежде всего детям»

У нас дети никогда сами ничего не просят. Не знаю, почему так сложилось, но я считаю, что это должна быть инициатива родителей — дарить. День рождения Алексея был не пылью в глаза, а реальным желанием сделать для него что-то особенное в Краснодаре. Мы очень хотели, чтобы Леша участвовал в празднике и прожил его от и до. Он воспринял его как этап жизни, не больше того. Это как покрасить волосы: лучше, чтобы подобное происходило в раннем возрасте, а потом не было желания догонять неисполненными желаниями жизнь. Мы, как родители, не кичимся праздниками, мы делаем их для семьи и детей, а не для обсуждения окружающими.

В Европе часто встречается странное для нас и халатное отношение к детям. В 17—18 лет интернат, а когда ребенок возвращается обратно, то для родителей нормально сдать в аренду комнату своему же ребенку. Если детей позвали на ужин, то адекватно попросить часть денег за еду. Для нас это, конечно же, странно. Мы стараемся соблюдать баланс европейского и русского воспитания, создаем разумные границы, при этом сохраняя уровень взаимопонимания и любви к детям.

Иногда наши дети конфликтуют. На это я всегда говорю им, что они даже ближе, чем мы с папой, — у них одна кровь, и ссориться по мелочам совсем не обязательно. Мы разговариваем на эти темы с самого раннего возраста и, конечно, видим результаты, хотя никто не исключает конфликтных ситуаций, и каждый раз мы учимся друг у друга.

Я хотела бы воспитать в детях уважение как основу в общении с людьми и уважение к самому себе. Доброту, которая часто помогает в жизни и дает стимул к пониманию многих ситуаций. Трепетное отношение к людям разных слоев, достатка и профессий. Преданность семье, работе и своим истинам.