// главная / Избранное

Из «Фейсбука» — в вечность

О том, как превратить обыкновенные любительские фотографии в высокое искусство, нам рассказал известный испанский художник Хуан Франциско Казас

— Хуан, откуда пришла идея создавать такие совершенно «фейсбучные» картины?
— Поверь, когда я только стал их рисовать, «Фейсбука» еще и в помине не было! Вообще-то я начинал с больших полотен, выполненных маслом и на холсте. Потом я много путешествовал. Было совершенно нереально возить с собой все эти холсты, палитры. К тому же я давно хотел создавать работы, которые были бы понятны абсолютно всем и каждому. Что-то обычное для всех.

— Как фотографии?
— Точно! И вот в 2002 году я начал фотографировать. У меня даже не было цифровой камеры, я обходился пленочной. Получались маленькие фото, которые легко было перевозить и которые не обладали какой-то особой эстетической ценностью.

— Мало кто может назвать ваши фотографии гламурными. Люди на них выглядят, скорее, естественно, без прикрас.
— А я и не хотел, чтобы люди выглядели красиво, я хотел, чтобы они просто делали что-нибудь. Это то, что я люблю. Я хотел запечатлеть повседневные, НЕважные моменты, те мгновения, которые мы забудем через несколько дней. Ведь важные события и так останутся у нас в памяти и на фотографиях в рамках. А потом, когда ты воссоздаешь секунду твоего бытия на холсте в течение месяца, этот абсолютно ничего не значащий миг вдруг становится очень важным. Более того, он превращается в предмет искусства. Мы живем настолько быстро, что не успеваем за нашей памятью. А я хочу помнить больше.

— Глядя на ваши картины, создается впечатление, что большинство времени вы проводите в барах и на дискотеках. Это так?
— О нет, я не думаю, что моя жизнь коренным образом отличается от жизни любого фрилансера. Это правда, я работаю тогда, когда сам этого захочу. Но на деле получается, что работы так много, что мне приходится, как и всем остальным людям, вставать рано утром в понедельник и отправляться в студию на работу. От обычного офисного клерка меня, наверное, отличает только то, что я очень люблю свое дело. И счастлив оттого, что оно у меня хорошо получается. Да, я своего рода перфекционист — каждую картину довожу до совершенства. Возможно, поэтому я и добился такого успеха.

— Но откуда тогда такое большое количество клубных фотографий?
— Мне нравится эта сторона жизни. Я ведь не рисую себя самого, мне это неинтересно. Мне важны мгновения общения с моими друзьями, минуты счастья. Это мой способ самовыражения — через лица людей, которые меня окружают.

— Что говорят ваши родители по поводу большого количества обнаженных девушек? Не качают ли горестно головами?
— Мои родители — самые преданные поклонники. Где бы ни открывались мои выставки — в Париже, Колумбии, мама с папой туда непременно приезжают. Хотя сами к искусству не имеют никакого отношения. И многих изображенных на полотнах девушек они знают лично, поэтому и воспринимают мои работы не как эротичные, а, скорее, как документальные.

— Насколько для вас важен контакт с моделью? Или это просто случайные люди?
— Все люди, изображенные на картинах, — мои близкие друзья. Одну подругу я рисую с 15 лет. Кстати, по картинам легко отследить эволюцию наших отношений, нашей дружбы. Это тоже важно — картины становятся своеобразными документами.

— Если оглянуться назад, что можно назвать самым важным моментом в вашей жизни?
— Это, безусловно, время, проведенное в Риме. Оно изменило меня полностью. Это было в 2008 году, и тогда я сделал, кажется, миллионы фотографий. Я до сих пор их и рисую.

— Что такого волшебного произошло тогда?
— Я учился при Испанской Королевской академии в Риме и жил вместе с художниками, музыкантами — молодыми, веселыми, бесшабашными людьми. Это было время обмена идеями, время, полное творчества и безумия. Но, к сожалению, Рим, каким бы красивым он ни был, не является идеальным городом для современного художника, поэтому я вернулся в Мадрид. Здесь уж точно жизнь кипит.

Хуан Франциско Казас
Художник

Штрихи портрета
На картинах Хуана Франциско Казаса — повседневная и шокирующая жизнь золотой молодежи: полуголые девушки, прямо из горла пьющие лучшее французское шампанское, сцены в душе, много эротики. Все очень просто — настолько, что поначалу даже кажется, что Казас увеличил и распечатал любительские фотографии с «Фейсбука». Только приблизившись вплотную, понимаешь — двухметровые полотна выполнены вручную. Их писали обыкновенный ручкой, несколько недель или месяцев, тщательно, совершенно по-академически прорисовывая малейшие детали и штрихи.