// главная / Избранное

Я сегодня в моде

Александр Васильев — всемирно известный историк моды, декоратор интерьеров, сценограф, автор популярных книг и статей, непревзойденный лектор и коллекционер, а также ведущий «Модного приговора», дал эксклюзивное интервью журналу «Искусство потребления»

— Александр, расскажите подробнее нашим читателям о вашей школе.
— Школа Александра Васильева дает возможность погрузиться в атмосферу моды и отлично отдохнуть. Несколько раз в год мы с моими студентками совершаем невероятное путешествие к истокам моды. За последнее время группы слушателей посетили самые интересные места на мировой карте. Словом, Школа Александра Васильева — это сочетание лекций о моде с практическими занятиями под моим личным руководством.
— Можно ли в России получить качественное образование в сфере модной индустрии? Есть ли у нас институты, подобные Marangoni, IED, Domus Academy?
— Подобных институтов у нас, конечно же, нет. Но всем желающим получить образование в сфере модной индустрии советую обратить внимание на мой авторский курс «Теория моды» в МГУ имени Ломоносова при философском факультете.
— Бытует мнение, что большая часть героев «Модного приговора» — актеры. Так ли это?
— Это не так, все героини нашей программы — настоящие, реальные люди со своими не придуманными историями. Конечно, они готовятся к эфиру, придумывают, что будут говорить на камеру и, быть может, оттого и возникает эффект неестественности.
— Как вы считаете, почему российским мужчинам не хватает стиля? В чем заключается их основная проблема?
— Российские мужчины так далеки от моды, что это невозможно передать. Дело в том, что мужчины в России любят четыре вещи: футбол, пиво, автомобили, ну, и на последнем месте женщин. И зачастую три первых предмета страсти у них полностью отбивают интерес к женщинам, сил на любовь к которым иногда просто не остается. Русский мужчина не ухлестывает за женщиной. Он зачастую ленив и не обращает внимания на свою внешность. А все потому, что по статистике он один на шесть женщин. Зачем ему что-то делать, если у него такой выбор? Западные мужчины, наоборот, привыкли аккуратно одеваться, причесываться, чистить зубы и менять носки. А все потому, что европейских барышень нужно завоевывать.

— Где можно увидеть экспонаты из вашей коллекции? Или они недоступны?
— Экспонаты из моей коллекции выставляются по всему миру. В частности в России сейчас проходят две мои выставки. Первая в музее-заповеднике Царицыно и называется «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи», вторая в Государственном музее имени Пушкина — «Время славы и восторга», повествующая об эпохе 1812 года. Еще одна моя большая выставка проходит в Венеции в Палаццо Мочениго «Мода эпохи Дягилева», 1909- 1929, кстати. Моя коллекция путешествует по всему свету.
— Кем задаются тенденции сезона? Как это происходит?
— Дизайнеры и СМИ могут существенно повлиять на направление моды. За шесть месяцев до начала сезона пресс-служба каждого из брендов связывается со СМИ и приглашает на показы, с целью получить небольшие обзоры коллекций в глянцевых журналах. Службы по работе с клиентами и аналитики несколько месяцев подряд анализируют спрос и сообщают руководству дома моды о целесообразности пошива того или иного элемента одежды. Но, несмотря на все усилия модной индустрии, управляете модой вы, простые покупатели, которые решают, что будет в тренде, покупая или не покупая ту или иную вещь.
— Как вы считаете, почему именно Италия и Франция занимают лидирующие позиции по количеству талантливых и всемирно известных дизайнеров? С чем это связано?
— Потому что итальянцы и французы не потребители моды, а генераторы. Для того, чтобы создавать моду, надо иметь некий культурный «бульон»: кафе, выставки, театры, концерты…Надо иметь развитой художественный вкус, которым обладают французы и итальянцы.

— Может ли человек, который не является представителем СМИ и не имеет прямого отношения к событию, посетить модный показ на неделе Высокой Моды? Или это полностью закрытое мероприятие?
— На европейский показ или на неделю моды в США билеты практически не поступают в продажу, а лично высылаются приглашения редакторам модных журналов, селебритиз, солидным байерам или VIP-клиентам. В более доступном формате проводятся модные мероприятия в Лондоне, билеты на которые можно приобрести, например, через сайт или магазин начинающих модельеров. На Московские показы коллекций билеты, насколько я знаю, продаются официально.
— Какое платье было первым в вашей коллекции, и есть ли самое любимое и дорогое для вас?
— Мое первое платье в коллекцию из сиреневого фая 1886 года из приданого калужской купчихи я купил за десять рублей. Сегодня моя коллекция содержит около 3000 платьев, больше семи тысяч аксессуаров, и каждую вещь я не просто держал в руках, а искал, размышлял, сравнивал, обдумывал возможность приобретения и, не влюбившись в экспонат, не покупал его для своей коллекции.
— Александр, поскольку вы прекрасно владеете многими языками, проведите небольшой ликбез среди любителей таких брендов как Christian Louboutin, Lanvin, Hermes, Burberry, Jaeger и научите правильно произносить их названия.
— Кристиан Лубутэн, Ланвэн или Ланван — обе версии имеют право быть. Ланвэн — англоязычный вариант. Эрмэ. Бёрберри. Жежер.
— Оглядывая мысленно вашу блестящую карьеру, хотели бы вы сейчас что-нибудь в ней изменить?
— Никогда. Ни один день своей жизни я бы не изменил, ведь каждый поступок, каждое решение, принятое мною, стали теми кирпичиками, из которых сложилась моя биография.
— Каковы ваши планы на будущее? Я знаю, что вы планируете открыть музей Александра Васильева?
— Планов великое множество: новые книги, новые выставки. Что же касается Музея моды, я не тороплюсь. Рассчитываю на себя, с протянутой рукой не хожу, не хочу ни от кого зависеть. Для меня важно популяризовать это и в России, и за рубежом. Ведь очень важно, какое впечатление мы производим. А что касается создания музея моды, это не только проблема помещения. Главное — наличие квалифицированных научных сотрудников, которых мы еще не подготовили. Так что, боюсь, что открытие моего музея произойдет не в России. А жаль!

ДОСЬЕ

Александр Васильев
Историк моды
В 1980 году окончил постановочный факультет школы-студии МХАТ. Является создателем декораций для опер, театральных постановок, фильмов и балетов, а также автором трех десятков книг, большинство из которых иллюстрированы фотографиями из коллекции автора. Обладатель одной из самых крупных частных коллекций костюмов Русского периода, награжден медалью С. П. Дягилева за пропаганду русского искусства, медалью В. Нижинского, орденом «Меценат», Золотой медалью Академии художеств России.